Данный фрагмент "О строении речевой деятельности" из
статьи А.Р. Лурия
"Травматическая афазия" [сборник "Афазия и восстановительное обучение.
Тексты" 1983г. под ред. Л.С.Цветковой, Ж.М.Глозман] посвящен вопросу
происхождения языка.
Мы живем в пространстве, наполненном материальными объектами.
Способность отождествлять имя и предмет доступна даже высокоразвитым
животным, способным отзываться на свои клички, приносить названные
предметы. В языке предметы обозначаются именами
существительными. Время – столь же важная составляющая нашего
бытия. Все вокруг нас происходит во времени. Способность предметов
изменяться, двигаться и т.п. мы обозначаем глаголами. Наши
мысли мы высказываем дискретно, блоками, называемыми предложениями. Все
слова в предложении выполняют определенную структурную функцию и
находятся между собой в определенных структурных
отношениях.
Тема
настоящей статьи -- слова со значением
результата. Мы рассмотрим три вопроса:
1) место концепта «результат» во фрагменте
русской лексики, описывающей причинно-следственные
отношения; 2) русские слова со значением
результата и смысловые различия между
ними; 3) изменения в данном фрагменте языковой
системы, произошедшие за последние 200
лет.
Фрагмент
лексики, описывающий причинно-следственные
отношения, чрезвычайно важен для языка.
Однако его исследование сталкивается
с целым рядом трудностей. Во-первых, соответствующие
слова близки к логическим понятиям, и
часто бывает трудно разграничить логический
смысл 'импликация' и значение отдельных
лексем естественного языка. Во-вторых,
описываемые слова близки к примитивам,
что вызывает трудности метаязыкового
характера: в языке нет более простых слов
для объяснения данных.
Вероятно, всякая наука возникает как средство решения каких-то
практических задач, когда эти задачи перестают поддаваться решению на
основе опыта и интуиции. Но, возникнув в ответ на потребность практики,
она вскоре начинает производить собственные проблемы, все глубже
проникая в сущность явлений, — уже независимо от насущных задач
момента. Возникала лингвистика под напором задач практических. Для
древних индусов, например, важно было сохранить неизменным произношение
священных гимнов. Ведь их магическая сила была, как считали индусы, не
только в смысле, но и в звуках — а язык с веками менялся.