| | Обычная (это не значит — не-обоснованная) точка зрения на ум такова:
действительность ставит перед нами задачи различной сложности, человек в
принципе способен эти задачи решать, и, чем более сложные задачи он
решает, тем он умнее. В наших размышлениях на эту тему мы
вступаем в ту сферу человеческого существования, в которой испытывают
горе от ума и не испытывают особого счастья от глупости. Скользящая
шкала оценок! И слово «умный» многозначно, оно (вместе с тысячами
других слов) перемещается, скользит по шкале, градуированной людьми.
Один из первых русских семасиологов академик М. М. Покровский замечал:
«Мы говорим, например, про человека, что он умный, если он способен
размышлять; для крестьянина или лавочника умный — это пройдоха; матери и
педагоги называют умными послушных детей, хотя бы они были тупы». |