Во вступительной главе описывается суть подхода и главные идеи, общие для обеих книг. Книга первая, озаглавленная "Этические системы", включает в себя основной текст первого издания с небольшими, главным образом редакционными, изменениями. Согласно модели, описанной в этой части, выбор индивидом своих отношений с другим индивидом (союз или конфронтация) определяется его самооценкой, которая автоматически генерируется его когнитивной системой. Существование двух этических систем является формальным следствием из этой модели. В рамках первой этической системы самооценка повышается при выборе союза с другим индивидом, а в рамках второй - при выборе конфронтации. В результате, в первой этической системе доминирующим отношением является единение, а во второй - противостояние, и это не зависит от практической пользы, связанной с выбором данного отношения.
Во второй книге, озаглавленной "Моральный выбор", описанная в первой части модель детализируется. Предполагается, что когнитивная система субъекта, стоящего перед выбором между альтернативами добро и зло, функционирует автоматически в двух измерениях. С одной стороны, она производит "моральные вычисления", которые могут быть описаны в терминах булевой алгебры; с другой, она вычисляет полезности альтернатив, описываемые непрерывными моделями. Результаты этих вычислений сливаются в акте морального выбора.
Словарь описывает
сочетаемостные свойства наиболее употребительных слов русского языка.
Словарная статья содержит ряды свободных сочетаний, в которые включено
заголовочное слово (самостоятельная часть речи), имеющее краткую
грамматическую характеристику, толкование значения, а также иллюстрации.
Книга посвящена различным сторонам отражения в русском языке внеязыковой
действительности. Первая часть посвящена проблемам референции, т. е.
описанию того, как механизмы, задающие способ соотнесения языковых
выражений с внеязыковой действительностью, определяют функционирование
различных уровней языковой системы русского языка. В частности,
рассматриваются проблемы, связанные с семантикой и синтаксисом
местоимений, правила "семантического согласования" предиката и связанных
с ним имен, интерпретация морфем в составе сложного слова, высказывания
тождества и т. д. Во второй части рассматриваются ключевые идеи русской
языковой картины мира, т. е. совокупность представлений об устройстве
мира, которые говорящими на русском языке воспринимаются как сами собою
разумеющиеся, и делается попытка выявить связь этих представлений с
некоторыми специфическими особенностями русской культуры. В частности,
рассматривается семантика ряда трудно переводимых русских слов,
обсуждается вопрос о том, каков образ человека в русской языковой
картине мира, как в ней представлены время и пространство, какие бытовые
представления и общие жизненные установки в неявном виде закодированы в
значении русских слов, в чем заключаются особенности задаваемых русским
языком этических представлений.
ОГЛАВЛЕНИЕ Глава I. Определение
чтения и психологические механизмы чтения
Глава II.
Формирование механизмов чтения Глава III. Виды чтения Глава IV. Ошибки чтения Глава V. Текст как объект понимания
Глава VI. Понимание текста
Глава VII. Факторы,
определяющие понимание читаемого Глава VIII. О взаимодействии чтения и говорения
Автор выводит эту систему как следствие определённых логических, гносеологических и онтологических соображений в применение к некоторым проблемам лингвистики. Главным логическим инструментом принимаются законы классификации (деления) логики, главным гносеологическим - принцип "функциональной асимметрии головного мозга" психологии, главным онтологическим - параллелизм (аналогия) между некоторыми категориями лингвистики и онтологии. Анализируя язык (в содержательном плане) сначала с точки зрения логики, автор выступает против использования универсальных принципов деления при классификации лингвистических категорий - как это делается, например, при классификации частей речи, - и предлагает жестко соблюдать принцип деления, соответственно второму закону деления логики, согласно которому члены деления должны исключать друг друга.
Книга содержит все разделы курса современного русского языка: лексику и фразеологию, фонетику, фонологию и орфоэпию, графику и орфографию, словообразование, морфологию, синтаксис и пунктуацию. При подготовке настоящего издания учтены достижения в области русского языка за последние 15 лет. В отличие от пятого издания (М.: Высшая школа, 1987) в учебник включены материалы, освещающие активные процессы в современном русском языке, пополнен список способов словообразования. отмечены тенденции в употреблении форм грамматического числа, рода и падежа, учтены изменения в синтаксисе. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по филологическим и другим гуманитарным направлениям и специальностям.
Идеи Узнадзе заложили основы одного из продуктивных подходов к изучению бессознательного, остающегося актуальнейшей проблемой современной психологии.
Кроме обобщающей работы «Экспериментальные основы психологии установки», относящейся к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической пауки, в книгу вошли статьи, в которых в свете теории установки рассматриваются различные стороны психической жизни человека.